Информация о результатах контрольного мероприятия
«Аудит эффективности долговой политики муниципального образования город Мурманск за 2013-2017 годы»
В соответствии с планом работы контрольно-счетной палаты города Мурманска на 2017 год, утвержденным коллегией контрольно-счетной палаты города Мурманска (протокол от 28.12.2016 № 47), планом работы контрольно-счетной палаты города Мурманска на 2018 год, утвержденным коллегией контрольно-счетной палаты города Мурманска (протокол от 28.12.2017 № 50), проведен аудит эффективности долговой политики муниципального образования город Мурманск за 2013-2017 годы.
Объект аудита эффективности: управление финансов администрации города Мурманска (далее – управление финансов).
Цель аудита эффективности: оценка эффективности долговой политики, проводимой муниципальным образованием город Мурманск, анализ и оценка влияния долговой политики на исполнение бюджета муниципального образования город Мурманск.
Проверяемый период: 2013 - 2017 годы.
По результатам аудита эффективности составлен акт проверки от 24.05.2018.
По акту проверки объектом контроля представлены пояснения и замечания от 30.05.2018 № 24-03-15/801, по которым контрольно-счетной палатой города Мурманска направлено заключение, утвержденное коллегией контрольно-счетной палаты (протокол от 04.06.2018 № 21).
Отчет о результатах контрольного мероприятия утвержден коллегией контрольно-счетной палаты города Мурманска (протокол от 22.06.2018 № 27).
Оценка эффективности долговой политики муниципального образования город Мурманск за 2013-2017 годы проведена по количественным и качественным критериям.
Результаты контрольного мероприятия
1. По итогам сводной оценки эффективности долговой политики муниципального образования по количественным критериям уровень эффективности долговой политики:
- в 2013 году - «средний», характеризуется резким ростом муниципального долга в основном за счет привлечения кредитов кредитных организаций (темп роста муниципального долга превышает темп роста налоговых и неналоговых доходов бюджета), а также ростом расходов на его обслуживание;
- в 2014 году - «средний», характеризуется ростом муниципального долга за счет привлечения кредитов кредитных организаций (при сокращении налоговых и неналоговых доходов бюджета), ростом процентных ставок по выдаваемым кредитам в связи с нестабильной экономической обстановкой в стране;
- в 2015 году - «средний», характеризуется снижением темпа роста муниципального долга, при этом практически весь объем привлекаемых кредитных ресурсов направляется на погашение долговых обязательств;
- в 2016 году - «высокий», характеризуется замедлением темпа роста муниципального долга (темп роста муниципального долга значительно ниже темпа роста налоговых и неналоговых доходов бюджета), привлечением кредитов со сроком погашения более 1 года, снижением расходов на обслуживание муниципального долга за счет снижения процентных ставок по кредитам в связи со стабилизацией экономической ситуации в стране, замещением в течение года коммерческих кредитов бюджетными, привлекаемыми в УФК по Мурманской области, использованием в течение года свободных остатков средств муниципальных бюджетных и автономных учреждений;
- в 2017 году - «высокий», характеризуется снижением объема муниципального долга, а также положительной динамикой показателей уровня эффективности долговой политики в 2016 году.
2. По результатам качественной оценки эффективности долговой политики муниципального образования город Мурманск установлено.
2.1. В части соблюдения требований бюджетного законодательства и иной нормативно-правовой базы в отношении проводимых операций по управлению муниципальным долгом муниципального образования:
- в 2013 году допущено нарушение статьи 106 БК РФ;
- в 2014-2017 годах соотношение объема заимствований и объема средств муниципального образования, направляемого на финансирование дефицита бюджета и погашение долговых обязательств не превышает установленное ограничение;
- в 2013-2017 годах муниципальный долг не превышает предельный объем, утвержденный решением о бюджете, что соответствует требованию статьи 107 БК РФ;
- объем расходов на обслуживание муниципального долга, как утвержденный, так и фактически сложившийся, в 2013-2017 годах не превышает ограничение, установленное статьей 111 БК РФ, согласно которой объем расходов на обслуживание муниципального долга, утвержденный решением о бюджете, по данным отчета об исполнении бюджета за отчетный финансовый год не должен превышать 15 % объема расходов бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
2.2. Введение собственных ограничений (показателей, нормативов).
Действующие в исследуемом периоде нормативные правовые акты муниципального образования город Мурманск соответствуют положениям бюджетного законодательства Российской Федерации.
Основные направления долговой политики и меры по управлению муниципальным долгом муниципального образования город Мурманск в исследуемом периоде представлены решениями Совета депутатов города Мурманска о бюджете муниципального образования город Мурманск на очередной финансовый год и плановый период, основными направлениями бюджетной и налоговой политики в муниципальном образовании город Мурманск, долгосрочной целевой программой «Повышение эффективности бюджетных расходов в муниципальном образовании город Мурманск» на 2012 - 2014 годы» и муниципальной программой города Мурманска «Управление муниципальными финансами» на 2014 - 2019 годы.
В 2013-2017 годах реализация долговой политики и управление муниципальным долгом в целом осуществлялись в соответствии с основными направлениями политики в области управления муниципальным долгом муниципального образования город Мурманск.
Ограничения, установленные долгосрочной целевой программой и муниципальной программой города Мурманска в части отношения муниципального долга муниципального образования город Мурманск к доходам без учета объема безвозмездных поступлений, отсутствия задолженности по погашению долговых обязательств, доли предельного объема расходов по обслуживанию муниципального долга от общего объема расходов бюджета за вычетом субвенций, соблюдены.
2.3. Открытость сведений о состоянии муниципального долга муниципального образования город Мурманск.
На официальном сайте администрации города Мурманска управлением финансов ежеквартально размещается информация об объеме и структуре муниципального долга муниципального образования город Мурманск, а также выписка из муниципальной долговой книги на отчетные даты с указанием вида долгового обязательства, наименования кредитора, суммы задолженности и срока возврата (погашения). Также размещены решения Совета депутатов города Мурманска о бюджете муниципального образования город Мурманск, об исполнении бюджета муниципального образования город Мурманск, отчеты об исполнении бюджета.